Телефон:

(3012) 55-39-33

Тел./Факс:

(3012) 44-80-20

Подписаться на RSS

В мире

Бурятия - Республика у Байкала

Экономика и бизнес

Эксперты: Результат пред-ТЭО по строительству ГЭС в Монголии был так ужасен, что его спрятали под стол

21.09.2016 / Комментариев 0 / Автор

«Пред-ТЭО по строительству Шуренской ГЭС производила немецкая фирма, специализирующаяся дома на микро- и мини-ГЭС, а за рубежом замахивающаяся на проекты, опыта в которых у неё нет. С монгольской стороны с ними работала фирма, у которой нет никакого опыта работы с гидротехническими со­оружениями», - заявил координатор Международной коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов. В интервью изданию «Восточно-Сибирская правда» он рассказал, кто и как проводил предварительное технико-экономическое обоснование проекта строительства ГЭС в Монголии.  
- Результат их пред-ТЭО был так ужасен, что его спрятали под стол, и у нас ушёл год, чтобы его достать, - говорит Симонов. - Мы подавали жалобу, ссылались на низкое качество документа, и это было принято, потому что техническое задание не выполнено. Огромное количество задач, которые фигурировали на стадии пред-ТЭО, опять включено в задание на ТЭО и на ОВОС! Это означает, что процесс проведения конкурса проектом MINIS – сомнительный. Нужно широко распространять информацию о конкурсе, чтобы сильные, имеющие опыт команды приняли в нём участие.

По его мнению, победа в конкурсе таких слабых компаний есть не что иное, как «желание монгольских властей иметь запрограммированный результат, что прослеживается в победе той же фирмы в восьмой раз». Сыграла свою роль и неопытность: в Монголии никогда не имели дела с проектом такой сложности.

- У них там неоптимальная управленческая ситуация для комплексного планирования – ведомственность и местничество почище российского и китайского вариантов. Третья причина – халтурная работа надзирающих подразделений ВБ, тех менеджеров, которые состоят в рабочей группе по проекту MINIS. Именно они допустили, чтобы Монголия по политическим мотивам включила ГЭС «Шурен» в список субпроектов – её не было в начальном списке. Более того, проект MINIS (по строительству ГЭС, - ред) не предусматривал включения крупных гидротехнических сооружений, он был нацелен на создание инфраструктуры в Гоби.

Отметим, по проекту ГЭС «Эгийн-Гол», который наиболее проработан и не является частью проекта MINIS, достигнуто соглашение о том, что он будет профинансирован за счёт кредита Экспортно-импортного банка КНР. После обращения ряда общественных организаций и российских ведомств было принято решение о заморозке займа.

- Заморозка продолжается с пожеланием: «Вы там между собой разберитесь – что вы считаете допустимым, а что нет...». То есть они просят провести нормальную оценку последствий реализации проекта для лежащих ниже территорий. Пока не будет согласия между Россией и Монголией, проект дальше продвигаться не будет. На том же основании остановлены и подготовительные работы, на которые был отдельный контракт с китайской компанией «Гэджоуба», - пояснил Симонов.

Остальные проекты стали предметом специального контроля со стороны Инспекции ВБ – благодаря жалобам, поданным гражданами РФ и Монголии. Речь идёт о двух проектах – плотине на Орхоне для водообеспечения гобийских горнорудных предприятий и ГЭС «Шурен» на главном рус­ле Селенги. Для них предполагается разработать «Технико-экономическое обоснование» (ТЭО) и «Оценку воздействия на окружающую среду» (ОВОС), отметил эколог.

- Работа двигается медленно, монголам приходится соблюдать все правила. Их убедили, что придётся проводить общественные слушания по техническому заданию на ОВОС на территории РФ. На это ушло три года, за которые они ничего по проектам не сделали, но упорствовали в своих намерениях, - подчеркнул он.  

Сейчас на каждую из плотин существует документ под названием «Проект технического задания на региональную экологическую оценку (РЭО) и детальную оценку воздействий на окружающую среду (ОВОС)», в который заложено самое важное – стратегическая оценка альтернатив, оценка кумулятивных воздействий (совместных воздействий нескольких ГЭС, которые могут быть созданы в бассейне Селенги). В рамах РЭО предусмотрена оценка существующей нормативной базы и её применения в сотрудничестве двух стран в области охраны природы и управления водными ресурсами. Плюс в заданиях прописаны детальные ОВОС на плотины на Орхоне и Шуренской ГЭС. Причем общесвтенники со стороны России выступают за разделение этих документов на два. Нельзя в рамках одного тендера поручать одному консультанту делать и РЭО, и детальную ОВОС, уверен ученый:

- Потому что будет прямой стимул наврать в региональной оценке, чтобы обосновать необходимость провести ещё и ОВОС. Независимый консультант по РЭО  может прийти к выводу, что ГЭС «Шурен» не нужна, есть более выгодные альтернативы, или что проект недопустим по совокупной оценке воздействия. Если обе задачи будут поручены одному консультанту, у него будет стимул фальсифицировать выводы по одной из частей – скорее всего, по первой.

В качестве такого консультанта могут выступить крупные международные консультационные фирмы, способные собрать пул экспертов. Иногда консультантами выступают крупные научно-практические учреждения.

- Конкурсы объявляются по правилам ВБ на международном уровне, объявления появляются на сотнях специализированных сайтов. Начинается конкуренция за выгодный контракт – потому что мы доказали невозможность серьёзной работы при заложенном бюджете и добились его увеличения на 50%. Теперь совокупный бюджет РЭО и ОВОС по Шурену и Орхону превышает миллион долларов, - рассказал Симонов.

Источник vt-inform.ru

Рейтинг: 0, Количество голосов: 0